Новое в законодательстве (вступают в силу 01.03.2025) Трудового кодекса

Новое в законодательстве (вступают в силу 01.03.2025) Трудового кодекса.

 Комментирует заместитель руководителя Государственной инспекции труда в Краснодарском крае — Разночинцева Ю.Э.
Трудовой кодекс РФ дополнен статьей 158.1, закрепляющей основные направления противодействия формированию просроченной задолженности по заработной плате в Российской Федерации.

          К данным направлениям, в частности, относятся:

1) принятие профилактических мер, направленных на недопущение формирования просроченной задолженности по заработной плате, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих ее формированию, мониторинг просроченной задолженности по заработной плате;

2) привлечение работодателей к ответственности за нарушение сроков выплаты заработной платы в порядке, установленном законодательством;

3) содействие реализации мероприятий по погашению просроченной задолженности по заработной плате;

4) проведение разъяснительной работы с участием сторон социального партнерства по вопросам обеспечения трудовых прав работников.

Участие в противодействии формированию просроченной задолженности по заработной плате в пределах своей компетенции будут принимать федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления путём формирования соответствующих межведомственных комиссий субъектов Российской Федерации.

          Положения ст.158.1 Трудового кодекса РФ вступают в силу 01.03.2025.

Обеспечение защиты трудовых прав граждан, создание для работников безопасных и здоровых условий труда

Обеспечение защиты трудовых прав граждан, создание для работников безопасных и здоровых условий труда.



         С 1 сентября 2024 года вступили в силу новые нормативные правовые акты в сфере охраны труда.
Комментирует Заместитель руководителя Государственной инспекции труда в Краснодарском крае Юлия Разночинцева:
          Установлены новые правила оказания первой помощи пострадавшим, расширен перечень состояний, при которых такая помощь должна быть оказана, а также мероприятий по непосредственному оказанию помощи. Необходимо отметить, что первую помощь  нужно будет оказывать лишь после получения согласия  пострадавшего и нельзя ее оказывать в случае отказа. Если пострадавший вне сознания, разрешение на оказание первой помощи не требуется.   
          Предусмотрены новые требования к комплектации аптечки  для оказания работниками первой помощи пострадавшим.
          Указанные изменения  требуют корректировки многих локальных актов, в том числе программы обучения оказанию первой помощи, инструкций по охране труда.
          Нововедения также затрагивают порядок проведения специальной оценки условий труда, методику СОУТ, введение новых ГОСТов и др.
          Кроме того, Минтрудом России скорректированы правила расследования несчастных случаев на производстве, когда такое расследование продлевается, а также формы документов, которые при этом оформляются.
      Напомним, что расследование несчастного случая, в результате которого работники получили легкие повреждения, проводится комиссией в течение трех календарных дней. Если повреждения тяжелые или кто-то из работников погиб, срок расследования - до 15 календарных дней. При необходимости дополнительной проверки обстоятельств несчастного случая сроки расследования могут быть продлены председателем комиссии не более чем на 15 календарных дней. Если завершить расследование несчастного случая в установленные сроки не представляется возможным в связи с необходимостью рассмотрения его обстоятельств в организациях, осуществляющих экспертизу, органах дознания, органах следствия или в суде, решение о продлении срока расследования несчастного случая принимается по согласованию с этими организациями, органами либо с учетом принятых ими решений. Такие правила предусмотрены ст. 229.1 ТК РФ.
       В Положение добавлены особенности расследования несчастных случаев при продлении сроков расследования, а также произошедших в результате чрезвычайных ситуаций (новые пункты 21.5 - 21.8). Рассмотрим их подробнее.
          • Несчастные случаи на производстве, для которых требуется рассмотрение их обстоятельств в экспертных организациях, органах дознания, органах следствия или суде, следует оформлять актом по форме Н- 1С (форма Nº 4).
          • Целесообразность оформления акта по форме Н-1C по каждому несчастному случаю, расследование которого предусматривает продление по ч. 3 ст. 229.1 ТК РФ, однократно рассматривается комиссией или государственным инспектором труда при расследовании несчастного случая.
          • Акт по форме Н- 1С оформляется и утверждается работодателем по письменному решению комиссии или государственного инспектора труда, согласованному с руководителем ГИТ в субъекте Российской Федерации и страховщиком. В случае несогласия одного из членов комиссии или лиц, привлекаемых к расследованию государственным инспектором труда, с составлением акта по форме Н-1С либо отсутствует согласование руководителя ГИТ расследование несчастного случая проводится в общем порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации и Положением, без учета особенностей, установленных п. 21 Положения .
          • Акт по форме Н-1С и документы, подтверждающие причинно-следственную связь между травмой (гибелью) работника и выполнением работы или других поручений работодателя, направляются страховщику в течение трех календарных дней со дня утверждения.
          • После оформления и утверждения акта по форме Н-1С расследование несчастного случая продолжается в целях установления его причин, а также лиц, допустивших нарушения требований охраны труда .
          • Если при оформлении актов о расследовании несчастного случая и актов о несчастном случае на производстве между членами комиссии возникают разногласия в части квалификации несчастного случая (как несчастного случая, произошедшего на производстве или несчастного случая, не связанного с производством), результаты расследования оформляются по правилам, предусмотренным п. 31 Положения. Другими словами, решение принимается большинством голосов членов комиссии с оформлением в произвольной форме протокола заседания комиссии, который приобщается к материалам расследования несчастного случая. Если разногласия есть у лиц, привлекаемых к расследованию государственным инспектором труда, в материалы расследования включаются их позиции.
          • Если несчастный случай был квалифицирован как не связанный с производством, акт по форме Н-1С признается утратившим силу на основании решения работодателя (его представителя), которое следует направить в исполнительный орган страховщика в течение трех календарных дней со дня его принятия.
          • По результатам расследования несчастного случая оформляется акт о расследовании несчастного случая по форме 5 или 6, утвержденный приказом Минтруда России от 20.04.2022 № 223н, и акт по форме Н-1 (если несчастный случай признан легким, достаточно акта по форме Н-1), с приложением материалов расследования и акта по форме Н-1С.

«По инициативе Лабинской межрайонной прокуратуры региональный оператор ООО «ЭкоЦентр» привлечен к административной ответственности»

«По инициативе Лабинской межрайонной прокуратуры региональный оператор ООО «ЭкоЦентр» привлечен к административной ответственности»

Лабинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об обращении с отходами производства и потребления, санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности регионального оператора ООО «ЭкоЦентр». Установлено, что региональным оператором допущены нарушения сроков вывоза твердых коммунальных отходов с территории Лабинского района.
По данному факту межрайонной прокуратурой в отношении юридического лица возбуждено дело по ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ (несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию отходов производства и потребления), по результатам рассмотрения которого виновное лицо привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 250 тыс. рублей.

Лабинской межрайонной прокуратурой проведена проверка интенсивности освоения образовательными учреждениями 94,5 млн. рублей, выделенных на проведение капитального ремонта в рамках государственной программы Краснодарского края «Развитие образования»

Лабинской межрайонной прокуратурой проведена проверка интенсивности освоения образовательными учреждениями 94,5 млн. рублей, выделенных на проведение капитального ремонта в рамках государственной программы Краснодарского края «Развитие образования»
Проведенной межрайонной прокуратурой выездной проверкой установлены низкие темпы осуществления подрядчиками предусмотренных муниципальными контрактами работ по капитальному ремонту образовательных учреждений на общую сумму 94,5 млн. рублей, в том числе: 2 спортивных залов, 5 пищеблоков, 6 учебных помещений с целью создания центров образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста».
В частности, заключенными школами муниципальными контрактами предусмотрен срок исполнения указанных работ до 11.08.2024, при этом, согласно актуальным данным по отдельным видам капитальный ремонт осуществлен на 30%.
Низкие темпы исполнения программных мероприятий, необходимость выполнения работ, требующих значительных затрат времени и денежных средств, свидетельствуют о наличии рисков проведения ремонтных работ с нарушением сроков, установленных контрактами, что может привести к недостижению целевых показателей государственной программы Краснодарского края «Развитие образования» в целом.
Указанное является недопустимым с учетом социальной важности ремонтируемых объектов образования и влечет нарушение прав неопределенного круга лиц.
Учитывая изложенное, прокуратурой и.о. начальника управления образованием администрации муниципального образования Лабинский район, 14 директорам школ района объявлены предостережения о недопустимости нарушения закона: порядка предоставления субсидий и межбюджетных трансфертов из регионального и местного бюджетов; необоснованного изменения существенных условий контрактов (в части увеличения авансового платежа и переноса на более поздний срок даты завершения работ по капитальному ремонту помещений); приемки фактически невыполненных и некачественно выполненных работ, а также проведения ремонтных работ в период образовательного процесса.
Подрядчикам объявлено 5 предостережений о недопустимости выполнения работ с нарушением установленных муниципальными контрактами сроков, о возможности привлечения их к административной ответственности, предусмотренной ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ.
В результате принятых мер органом местного самоуправления и образовательными учреждениями усилен контроль за деятельностью исполнителей, подрядчиками активизирована работа по капитальному ремонту школ.
Ход реализации мероприятий, предусмотренных государственными и муниципальными программами, находится на контроле межрайонной прокуратуры.